Здоровьесбережение в ДОУ

zoj small

 

Документы по здоровьесбережению в МДОУ "Детский сад № 9 "Аистенок" 

План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей МДОУ "детский сад № 9 "Аистенок" на 2018-2019 учебный год (скачать)

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников МДОУ "Детский сад № 9 "Аистенок" (открыть

Физкультминутка (открыть)

Дыхательная гимнастика (открыть)

Пальчиковая гимнастика (открыть)

Гимнастика для глаз (открыть)

 Здоровьесбережение в ДОУ 

Нередко, отдавая малыша в детский садик, родители попадают в сложную ситуацию. Вроде и садик хороший, и педагоги самые-самые, а ребенок уже не бодрый и шустрый, как раньше, а постоянно уставший и кислый. 

Без сомнения, на воспитателей и педагогов дошкольных учреждений лежит очень важная задача – не только научить и воспитать доверенного им ребенка, но и не навредить его здоровью. Как показала практика, синдром хронической усталости у дошкольников может привести к снижению уровня успеваемости и, впоследствии, к сложностям в адаптации к более взрослой, школьной жизни. 

Специалисты выделили несколько основных факторов, способствующих развитию хронической усталости у дошколят. 

На первом месте идет перегрузка учебных программ, ориентированных и спланированных по школьному образцу. За перегрузкой следует и несовершенство программ и технологий учебного процесса. Кроме того, до сих пор в садиках часто отсутствует индивидуальный подход преподавателя к маленькому человечку, занятия проходят с ориентацией на группу, а не на конкретного малыша. Ребенок дошкольного возраста еще далеко не сформировался в моральном и социальном плане, но в погоне за обучающей составляющей, в дошкольном учреждении, к сожалению, все меньше внимания уделяют воспитательной части. По этой же причине, делая акцент на обучающей составляющей, упускается из вида физическая, активная фаза процесса. А ведь малышу, из которого фонтаном бьет энергия, порой важнее побегать и попрыгать, чем сидеть за партой и слушать правила (гораздо более скучные, чем бросание камешков в лужу, например). 

Что дает здоровьесбережение в ДОУ? 

В последнее время появилась потребность внедрять здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Под этим сложным названием скрывается система, которая позволит в период обучения ребенка в дошкольном учреждении не только получить нужные знания, но и сохранит и даже укрепит его здоровье. А, кроме того, она подразумевает и индивидуальный подход к каждому непоседе. 

Вопрос, который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем?». Сегодня здоровьесберегающие технологии в детском саду добавляют им еще один – «Как учить?». Главная цель здоровьесбережения в ДОУ – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья. 

Как только ребенок начинает ерзать на месте, часто менять свое положение, зевать, укладывать голову на стол или руки, отвлекаться и отвлекать товарищей, это верный знак того, что он уже устал. Бесполезно ругать его или пытаться заставить собраться. Все равно он уже не будет воспринимать новую информацию, а на вопросы вряд ли ответит правильно. Опытный и внимательный педагог сразу это поймет и отреагирует. 

Если же дошколенка увлечь, сделать его самого активным первооткрывателем новых для него знаний, то усталость еще долго не даст о себе знать. Маленькому испытателю нужно предоставить возможность самостоятельно и активно участвовать в его обучении. Тогда и энергия, и интерес к учебе не иссякнут, и, как результат, такой увлеченный интересным процессом ребенок получит гораздо больше знаний, чем при пассивной и нудной их подаче. 

Конечно, программа, по которой работают в том или ином дошкольном учреждении, уровень подготовки педагогов, условия в дошкольном учреждении, обуславливают и здоровьесберегающие педагогические технологии. Об этом говорят не только педагоги, но и медики, и психологи. 

Как осуществляется здоровьесбережение в ДОУ? 

Не секрет, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового образа жизни и формируется их представление о нем. И если воспитатели и учителя гармонично и сбалансировано организовали работу с ребятней, то это станет крепким фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу. 

Очевидно, что здоровьесбережение в ДОУ - это та палочка-выручалочка, которая помогает и малышам, и их воспитателям организовать такое обучение, которое было бы в радость. В основном, для сохранения здоровья детей опытные педагоги прибегают к несложным и веселым методам. 

Здоровьесбережение в ДОУ может быть реализовано за счет следующей деятельности: 

  • По мере того, как дошколята начинают уставать, учитель предлагает им увлекательные паузы на 2-5 минут - физминутки для дошкольников. В зависимости от того, чем занимались дети, педагог предлагает им размяться или сделать гимнастику для глаз. Можно попрыгать, поприседать, потопать, похлопать. Очень хорошо уделить минутку дыхательным упражнениям – кровь обогатится кислородом, а воспринимать информацию после такой гимнастики дети будут куда охотнее и эффективнее. А главное, после такой разминки усталость как рукой снимет.
  • Прекрасным элементом занятия могут стать подвижные игры. Конечно, нужно контролировать, чтоб такая игра не превратилась в неудержимый шквал эмоций. Это должна быть игра малой и средней активности. И, конечно, она должна соответствовать возрасту ребенка, его развитию, быть уместной в определенной обстановке (в помещении или на свежем воздухе). Должно быть учтено и время ее проведения (перед сном игра должна быть умиротворяющей, успокаивающей, и наоборот, после дневного сна она может быть направлена на то, чтоб стимулировать активность малышей).
  • Конечно, детям, как и взрослым, нужно уметь расслабляться. Преподаватель может научить их это делать, ставить им классическую музыку, аудиозапись звуков природы.
  • Самых маленьких могут отвлечь и развлечь пальчиковые игры. Они удобны для преподавателя тем, что их любят все дети, для их проведения не нужно особое помещение или длительная подготовка.
  • Не нужно тщательно подбирать время и место и для проведения такой нужной гимнастики, как гимнастика для глаз. 3-5 минут для ее проведения будет вполне достаточно.
  • То же можно сказать и о дыхательной гимнастике. Несколько минут контроля правильного дыхания непосед, и они снова бодры, полны сил и готовы, например, к спортивным рекордам.
  • Лучше всего обучать детей в гармоничном объединении занятий и игры. Здоровьесберегающее обучение, это, помимо всего вышесказанного, еще и креативность педагога. В последнее время специалисты советуют, занимаясь с малышами, играть в оздоровительные игры.
  • Успокоить и расслабить ребенка можно во время рисования пальчиковыми красками. Тут и мелкая моторика работает, и психически маленький человечек раскрепощается, и фантазию с воображением можно выпустить на волю.
  • Позитивно влияет на состояние детей и работа с пластилином и глиной для лепки.
  • Помочь обрести ребенку психологический комфорт, успокоить, потренировать память и внимание можно во время разнообразных игр с песком.
  • Хороший эффект дает дыхательная и артикуляционная гимнастика. Это и развитие дыхательного аппарата, управление дыханием, обогащение организма кислородом. А, кроме того, это дополнительная тренировка речи, произношения. 

Здоровьесбережение в ДОУ при подготовке к школе 

Подготовка к школе это не только умение ребенка считать и читать, все гораздо сложнее. Даже бегло читающий и считающий первоклассник может чувствовать себя крайне некомфортно в школе, по сравнению с тем его товарищем, который умеет находить общий язык с новыми знакомыми, легко идет на контакт и имеет свое обоснованное мнение, которому интересно учиться, а также, крепкому физически. Такие уверенные в себе и активные дети и болеют реже. Именно по этой причине дошкольное обучение должно быть гармоничным, комплексным, не ограничиваться счетом и письмом. Следует разнообразить досуг ребенка танцами, физкультурой, творчеством, музыкой и т.д. 

Подготовить к школе ребенка сложно. Ведь его нужно не только научить базовым наукам, но и мышлению, умению анализировать, решать логические задачи, сформировать потребность в физической активности, научить устанавливать контакты. И чем раньше дошколенок получит эти навыки, тем проще ему будет в дальнейшем.